Значительная часть автомобильных дорог Республики Татарстан была построена в 70-е и 90 годы XX века. В то время интенсивность движения была в разы меньше, той, которую мы наблюдаем сейчас, да и состав грузового потока состоял из машин малой грузоподъемности. И, безусловно, нагрузки на дорожную одежду тогда, существенно отличались от реалий сегодняшнего времени. Дорожная одежда проектировалась и рассчитывалась на малую грузоподъемность, не превышающую нагрузку 6 тонн на ось. Но прогресс не стоит на месте. Уже сегодня грузовой автомобильный транспорт способен осуществлять перевозку грузов со значением осевых нагрузок 10- 12 тонн, что весьма негативно влияет на конструкцию дорожной одежды в целом.
Сюда же можно и отнести ситуацию, когда из года в год огромные средства затрачиваются и направляются на содержание и ремонт устаревшей сети автодорог, а также реконструкцию автодорог, удовлетворяющую современным требованиям. Несмотря на это, существующего темпа недостаточно, доля устаревшей сети составляет около 70%.
Весной, в начале оттаивания земляного полотна грунт наиболее увлажнён и разуплотнён. Нагрев поверхности дороги солнцем вызывает поток тепла в конструкции, который приводит к просыханию и уплотнению верхних слоев земляного полотна. По мере оттаивания увеличивается влажность грунта и снижаются прочностные характеристики дорожной конструкции. С увеличением глубины оттаивания увеличивается и прогиб дорожной одежды под нагрузкой. Максимальные деформации наблюдаются только в момент полного оттаивания грунта земляного полотна. По мере просыхания земляного полотна прогиб резко уменьшается, свидетельствуя о повышении несущей способности дорожной конструкции.
Надо отметить, что Правительством Российской Федерации и Руководством Республики Татарстан был принят и издан ряд законодательных актов (Приказ МТ РФ № 211 от 12.08.2011г., Постановление КМ РТ № 372 от 31.05.2013 г., №115 от 27.02.2017г.), регламентирующих действие и порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случаях снижения несущей способности конструктивных элементов автодорог, что и происходит в весенний период.
Безусловно, каждый из нас желает передвигаться по хорошим и безопасным дорогам, отвечающим всем необходимым требованиям и критериям. Однако, в условиях, когда основные дороги, внутри страны превратились в оживленные транспортные коридоры, соединяющие центральные, восточные и юго-восточные регионы, ежегодного увеличения объема грузоперевозок автотранспорта, транзитного потока, которые только за прошедшее десятилетие возросли в разы, возникают вопросы сохранности существующих транспортных артерий. И в этой связи, для определения состояния и изменения прочностных характеристик дорожных одежд, а также допустимых нагрузок, ГКУ «Главтатдортранс» с 2007 года периодически проводит работу по диагностике опорной сети региональных автодорог с привлечением специализированной лицензированной организации, оснащенной необходимым оборудованием и имеющей в своем штате высококвалифицированных и опытных специалистов.
В результате этой работы был определен календарный неблагоприятный природно-климатический период для автодорог на территории РТ – с 15 апреля по 14 мая, и определены значения максимально допустимых нагрузок на ось транспортных средств в этом периоде в зависимости от количества осей – 6,5,4 тонны на ось.
Эти исследования и были учтены в законодательных актах РТ.
В текущем году по поручению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в период с 25.03.- 05.04 2017 года была проведена диагностика автодорог с большой интенсивностью движения грузового транспорта, в частности автодороги «Наб. Челны – Заинск - Альметьевск» и автодороги «Кузайкино - Нурлат». Результаты проведенной диагностики подтверждают снижение запаса прочности дорожной одежды, по показателям которой, допустимые нагрузки на ось имеют значения ниже нормативных и составляют для одноосного автотранспорта менее 7 тонн. И здесь не важно, дорожник ты или простой обыватель, чтобы понять простую истину. В условиях максимального неблагоприятного климатического периода дальнейшее оттаивание земляного полотна безусловно приведет к большему снижению прочностных характеристик дорожной одежды, а также снижению допустимых нагрузок в несколько раз ниже разрешенных в период ограничения 6,5,4 тонн по соответствующим осям. Именно поэтому, контроль состояния сети региональных дорог, как в период временного ограничения, так и на протяжении года будет продолжен.